Приветствую тебя, мой читатель!

Если тебе (Вам) понравились мои тексты, заказывай (-те) что-нибудь для себя!
Жду писем: kuliginavera@gmail.com
Сейчас занимаюсь проектом чудо-радио.рф

суббота, 19 сентября 2020 г.

Условия записи Шумопонижение. Звукоизоляция

 


Что есть что – давайте разбираться. Моя книга предназначена для обывателя, поэтому всё, что я здесь описываю, я стараюсь излагать простым и понятным языком. Надеюсь, мне это удаётся.

Шумопонижение

– это звуки (шумы) внутри помещения, предназначенного для записи. Их ещё можно назвать «атмосферные», а я люблю их называть «антуражные». При записи книг не должно быть никакого лишнего шума, то есть мы заинтересованы его «понижением».

К нам извне не должны проникать никакие сторонние звуки – от соседей или с улицы. Для записи радиоспектакля шум должен быть понижен практически до нуля. А вот при записи интервью, шум – наоборот – допустим, потому что он передаёт картину места, где происходит запись. Например, эфир с побережья моря будет сопровождаться звуком волн, а эфир из кинотеатра по звуку нам подскажет, что поклонники уже в зале, рукоплещут. Ну и так далее.

Советы. Технические:

- Очень часто фоновый шум звучит так «агрессивно», что перекрывает голос. В таком случае, вам всё равно придётся прибегнуть к функции «шумопонижение» при монтаже. В программе монтажа он так и называется «Эффект. Шумопонижение».

- Фоновый шум может стать помощником творчества: он хорошо передаёт атмосферу, предаёт некую пикантность записи. Фон или его отсутствие добавляет правдивость звуку. Например, если вы пожелаете рассказать о вашей работе над спектаклем и сделать об этом передачу. И, например, в этой передаче звучит фраза: «Вместе с детьми мы работали над книгой, листая её от корки до корки …», и звучит она в абсолютной тишине. Согласитесь, не слишком правдиво? Ну, а если бы ваши слова сопровождались шелестом бумаги и приглушёнными голосами детей? Появился бы эффект правдивости?

- Имейте ввиду: многие «шумы» можно наложить и после. Шелест, смех.

Тонкости звука:

- На самом деле, некоторые вещи я бы порекомендовала записывать прямо на месте – на том, которое описано в тексте (книге). Это сложно, да. Сложно удалить из записи звуки птиц, если их там не должно быть, а они на улице есть. Сложно убрать шум машин, если вам нужна запись атмосферы улицы, но улицы с пешеходами, а тут, как назло, понаехало легковушек.

Все дело в том, что «искусственное наложение» фонового шума СЛЫШНО! И неестественно! Слышно, что запись сделана в «мёртвой тишине», а поверх наложен ветерок, шелест травы и всплески воды. Это можно сравнить, например, с кофе-латте.  Вы смотрите на прозрачную кружку и видите разноцветные слои.

Но я прекрасно понимаю, что это уже «такие тонкости», от которых «голова кругом». Поэтому не тороплю – давайте учиться мастерству шаг за шагом. Постепенно.

Эхо

Жило-было Эхо, оно очень любило бегать за каждым, кто произнесёт хоть одно слово. Особенно Эхо любило последнее слово. Первые несколько оно игнорировало, а вот последнее просто обожало! Хваталось за него и повторяло много-много раз. Раз…раз..раз..раз.. Громко…громко…громко… Много…много…много…

Ну, конечно, когда одно слово звучит много-много раз, это не всегда уместно. Достаточно, чтобы один раз. Но Эхо таких очевидных вещей не понимает и вносит коррективы в наши записи. Откровенно пакостит.

Эхо живёт в наших домах, квартирах, студиях. Оно мечется от стены к стене и вторит, удваивает, утяжеляет слова. Неподготовленным ухом это не всегда слышно, но это есть. Чтобы избавиться от эха, нужно оклеить стены чем-то мягким, впитывающим звук. От гладких стен слова отскакивают, как мячики, и начинают прыгать по помещению, пока не найдут место, где «можно утонуть». Дайте словам утонуть сразу. Подготовьте помещение для записи.

Советы:

- На самом деле, вам могут помочь даже обыкновенные одеяла. Их можно развесить на стены, и они будут отлично поглощать эхо. Много ли одеял в вашем доме? Несите все!

- Если нет одеял, нет поролона, нет ковров, можно забраться в самый дальний угол комнаты и «записываться на стену», то есть повернуться лицом к стене, приблизившись к ней максимально близко – так вы не позволите эху отскочить от стены. У нас, к примеру, случались записи даже под столом, когда в нашем распоряжении было только огромное помещение и ни одного одеяла под рукой. Зато был стол. А дети делают записи под столом с зашкаливающим восторгом. Как в домике!

- То, что клеится на стены, чтобы съесть эхо, ест его идеально, если имеет ребристую поверхность. Этакие горки и пригорки. Яичные лотки тому пример. И если их наложить в несколько слоёв друг на друга, будет создан очень хороший эффект поглощения эха.

Звукоизоляция

 – это «отгораживание» вас от внешнего мира. Чтобы вы никому не мешали и вас никто не слышал снаружи. Снаружи вашей студии. Звукоизоляция - это больше про «уважение к окружающим», чем про качество вашей записи. К примеру, если бы в студии звукозаписи не беспокоились о звукоизоляции своего помещения, и писали бы певцов и музыкантов «так», то все и всё, находящееся за стенами студии сошли бы с ума. Вы знаете, как громко звучит, к примеру, саксофон? Или труба? Или акапелла?

Предназначение звукоизоляции вашего помещения – это сохранить покой окружающих вас людей. Орите, хоть заоритесь там – у себя внутри, а всем остальным, кто оказался волей-неволей поблизости с вашей студией, НЕ мешайте.

Советы. Практические:

- Все, что вы устроили внутри вашей студии – что налепили на стены, положили на пол и соорудили на потолке (вату, ковры, поролон, картон, гипсокартон…) все это послужит и в качестве звукоизоляции – тоже!

- Дополнительно, для усиления «функции звукоизоляции» заботливо оберните одеялами ваши пенаты и снаружи. Действительно, и это факт – студии звукозаписи «обкладываются» специальными материалами и снаружи тоже.

- На самом деле, в этом аспекте я мастер весьма поверхностный. Наверняка, найдутся люди более профессиональные – доберитесь до таких и проконсультируйтесь, как лучше снабдить вашу студию звукоизоляцией и шумопоглощением.

 

Профессиональный подход – дорого?

 

Тем, кто записывает дома, с детьми, и не собирается перестраивать свою квартиру под нужды студии, тому советую пропустить эту главку и не читать.

 

Профессиональным шумопоглощением и звукоизоляцией я заморачивалась несколько раз. Я несколько раз писала сметы на государственные гранты и всевозможные конкурсы. Я ходила в местную администрацию, представляла им свой проект. Я писала в Газпром, Сбербанк, ещё какие-то денежные организации. Всё – тщетно. Но дело не в этом.

Если подходить к вопросу «оборудования студии» профессионально, то это, естественно, не «три рубля», и не «набор одеял». Я просчитывала и составляла несколько видов смет. Суммы в них очень отличались – парами нулей. То есть это был разбег от 20 тысяч до 2 миллионов. Я – то сужалась до набора рулонов поролона, то замахивалась на покупку нескольких кубов дерева, для внутреннего каркаса, стекла метр на полтора, для разделения помещения, и несколько кубов стекловаты (кажется, она измеряется кубами, но я уже не уверена).

Помните, как я писала, что студии просят за аренду приличные деньги и они правы? Я повторюсь: они правы, если предварительно вложились, как следует. Два миллиона – это не хухры-мухры. Особенно, если это были частные инвестиции.

Но, опять же, поставьте микрофон в деревянной бане, за городом, где тишина круглый год, и вам не понадобится никакое шумопоглощение, и звукоизоляция не понадобится, потому что лешему и кикиморе все равно на ваши речи. Упаковываться в специальной студии приходится в условиях мегаполиса – это факт.

 

Пример из опыта:

 

Книги прекрасного аутентичного писателя Анатолия Ехалова «Невероятное лето» и «Тайна чёрного монаха» мы записывали в его аутентичной избе, прямо на лавке, у печи, разрисованной яблонями и мифическими животными. И звук был – конфетка, и фон – какой надо! Правда, иногда в фон врывалась собачья возня и поскуливание писательской собаки Куклы, но это естественно укладывалось в задумку книги.

 

Из книги «Радио – моя первая любовь»

Комментариев нет:

Отправить комментарий