Приветствую тебя, мой читатель!

Если тебе (Вам) понравились мои тексты, заказывай (-те) что-нибудь для себя!
Жду писем: kuliginavera@gmail.com
Сейчас занимаюсь проектом чудо-радио.рф

пятница, 18 сентября 2020 г.

Фоновая музыка. Выбор

 


Я понимаю, что вам нужны конкретные советы и подсказки. Зачем, в принципе, в озвученной книге музыка? Какая это должна быть музыка? И должна ли она вообще быть?

Объясняю, исходя из своего опыта и режиссёрского взгляда.

В озвученной книге фоновая музыка НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНА! Её наличие - это мой личный режиссёрский выбор и решение. Все мои радиоспектакли, созданные в рамках проекта «Чудо Радио» с музыкальной подложкой.

Почему?

- Музыка удерживает внимание детей «на подольше»,

- С музыкой сказки звучат привлекательнее, более интригующе,

- Музыка дополняет слово, подчёркивает и усиливает его.

 

А ещё…

Самые первые мои работы записывались в очень неидеальных условиях – то есть с обилием фонового шума. Его было невозможно заглушить, никак не исправить и не убрать – только вуалировать.

Поэтому фоновая музыка имеет функцию:

- Скрывает погрешности записи,

- Прячет фоновый шум.

 

Предполагаю, что у вас тоже не сразу возникнут идеальные условия для записи. Даже предполагаю, что вы возьметесь за озвучание прямо в квартире, и прямо на фоне «буйных соседей», «шумной улицы за окном» и в прочих «неидеальных условиях». И если мои предположения верны, музыка – вам в помощь.

Но всё равно, будьте аккуратны «с фоном» для записи – совсем уж вопиющий грохот внутри сказки вам не нужен. Напоминаю, что в конце книги будет приложена памятка «Как записывать звук в домашних условиях», воспользуйтесь ею.

А теперь про ситуацию, когда у вас всё идеально, с точки зрения записи, и музыка, «как вуаль» вам не нужна. И ни при каких других условиях, не нужна. Вы просто хотите слушать чистые голоса. И точка! И вы правы, и я поддерживаю ваше желание! Так тоже может быть. В таком случае у вас получится аудиокнига. 

 

Есть некоторые разграничения между

аудиокнигой и радиоспектаклем. Расскажу о них:

 

Радиоспектакль

Аудиокнига

Начитывается артистично, очень разнообразно интонационно.

Начитывается сдержанно, задача – передать информацию, а не дать ей оценку с помощью интонирования.

Фоном используется музыка, которая может быть наложена на протяжении всего спектакля или возникать время от времени, как «эффект усиления».

Никогда не читается под музыку. Музыка может быть в конце и в начале, но к книге она не относится – это будет «заставка» для представления компании или студии, озвучившей данную историю.

Практически всегда используются фоновые шумы, которые позволяют создать атмосферу происходящего в книге более реалистично.

Никогда не используются фоновые шумы.

В озвучании используется «многоголосье» - для каждой роли свой голос. Важна половая принадлежность: мужским голосом читают мужчины, женским – женщины.

Начитывается одним голосом. Пол чтеца чаще всего не имеет значения. Случается, что за автора мужчину читают женщины и наоборот.

Радиоспектакли – это озвученные литературные тексты.

Аудиокниги – это тексты разного жанра: художественные, документальные, книги о бизнесе, мемуары, нон-фикш и прочие.

 

 

Про жанры. Про «подходит-не подходит»

Вы будете удивлены, но я плохо разбираюсь в музыкальных жанрах. Я, конечно, знаю, что есть «классика», «джаз», «регги» и прочее, но я запросто могу их перепутать. Честно! И у меня нет музыкального образования.

В выборе музыки для радиоспектаклей я оперирую чувствами и ощущениями. И даже, когда мы играем в радио с детьми и учимся подбирать музыку для текста, я использую понятные даже детям термины-эпитеты с эмоциональной нагрузкой: «грустная», «весёлая», «нежная» музыка; разбивку по тематикам: «для путешествий», «весенняя», «ночная». И у нас даже есть такие обозначения музыки, как: «фея», «гроза», «взлёт» и прочее, прочее. Детям так очень интересно!

Поймите одну простую истину: если вы хотите что-то создавать, но у вас нет к этому официальных знаний, образования – это не повод останавливаться! Вы можете стать мастером-самоучкой и добиться ещё больших успехов, чем люди со специальным образованием.

На моём рабочем столе размещена папка «Музыка для проектов», внутри которой ещё несколько десятков. Некоторые из них обозначены именем композитора, другие названы по принципу ассоциаций и ощущений, о которых вы прочли чуть выше. Для каждого спектакля я завожу дополнительную «папку», куда заранее подбираю музыку по подходящим темам. И, повторю, я оперирую именно ощущениям в своём выборе.

Но как выбрать подходящую музыку вам, если вы только начали работу с книгами, и у вас мало опыта и предвидения? Попробую объяснить. Есть такое понятие: «музыка легла». Это когда музыка идеально подчёркивает слово, когда они созвучны друг другу, усиливают друг друга. Понимаете?

Элементарный пример:

Вы же НЕ наложите тревожную музыку на текст, типа такого: «Солнце поднималось над городом. Город радостно просыпался. Птицы весело пели…». Вы обязательно почувствуете, что что-то НЕ так.

Или другой пример:

Текст: «Наступила ночь. Совы тревожно заухали. Поднялся ветер…», а вы выбираете классическую мелодию «Времена года. Осень» (да-да, я знаю это название! Выходит, я немного слукавила, когда заявила, что не разбираюсь в музыке, на самом деле, чуть-чуть о музыке и её направлениях мне известно) – ведь вы так не сделаете?! Ну очевидно же?!

 

Совет. Серьёзно!

Попробуйте прочитать предыдущий абзац на звук. А теперь послушайте: вы чего-нибудь понимаете? Скорее всего, нет. Потому что конструкция нагромождённая, в одном предложении другое – вводное. На слух будет полный бардак! И если в тексте я себе позволяю написать такое, для звука (для озвучания) – не позволю!

 

 Резюмирую: музыку нужно слышать, чувствовать, понимать. Тогда вы сможете подобрать для вашей работы идеальные композиции. И если вы не уверены в правильности своего выбора, оставьте это занятие – создавайте аудиокниги. Или пусть это будут радиоспектакли, но без музыкального сопровождения, шумы то в них останутся. То есть, шумы будут, если вы их подложите. О шумах мы еще поговорим, не сомневайтесь!

 

Если ещё остались вопросы – велком!

 

Из книги «Радио – моя первая любовь»

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий