Приветствую тебя, мой читатель!

Если тебе (Вам) понравились мои тексты, заказывай (-те) что-нибудь для себя!
Жду писем: kuliginavera@gmail.com
Сейчас занимаюсь проектом чудо-радио.рф

понедельник, 21 сентября 2020 г.

Играем в радио. Подробности

 


Мои коллеги – организаторы всевозможных курсов и занятий СМИ для детей всегда говорят одну и ту же сакральную фразу: «Нам нужны дети уже сознательные». Грубо говоря, они расписываются в своей некомпетентности в работе с детьми до 12 лет, то есть, они НЕ могут и НЕ имеют с детьми «играть». И я их понимаю. Опытный, профессиональный журналист чаще всего никакой не педагог. Мне с этим повезло: сначала я отучилась на педагога, а потом познакомилась с радио.

Когда отошла от «педагогической деятельности в рамках школы», привычка и навыки преподавать – остались. Осталась и привычка искать методы и способы донесения смысла того, что преподаёшь, с помощью понятных упражнений, игр, викторин, весёлых заданий. Опыт работы преподавателем мне очень помог в реализации авторской программы «Играем в радио», при помощи которой я занимаюсь с детьми с 5 лет, а также с детьми с ограниченными способностями. Разумеется, это не радио «в чистом виде», но в чистом в таком возрасте и таким детям и не нужно.

А теперь советы (как играть):

- Никаких уси-пуси при работе с детьми – всё серьёзно! Серьёзно, но артистично. Увлеките их «байками», интонационными прыжками и лучезарной улыбкой!

- Рассказывайте, как круто, как интересно, как почётно быть мастером радио (ведущим, звукорежиссёром…), запаситесь несколькими десятками «прикольных историй». Я, например, люблю рассказывать, как меня «захватил» приступ кашля прямо во время прямого эфира, и как я с этим справлялась.

- «Выдавайте» с лёгкой руки роли вашим подопечным: «Ты сегодня редактор. Вот твои журналисты. Раздай задания, а потом спроси, как следует!» Ох, как у них загораются в этом месте глаза! Для них это «серьёзно»! А для вас – способ проверки «степени их ответственности», но не в «чистом, взрослом» виде, а через игру, что намного эффективнее работает у детей.

- Наделайте множество наглядных презентаций, где весёлые радио-картинки, множество звуков и нарезок сказок, стихов, кусков эфира. Если у вас пока нет своего материала, воспользуйтесь контентом коллег. Радиопередачи, к примеру, детские коллективы делают довольно часто. Ещё всякие интервью и беседы – тоже можно найти в поисковике или в социальных сетях. Уверена, коллеги не обидятся.

- А что касается радиоспектаклей, пользуйтесь нашими чудо-радийными, или дайте послушать варианты «взрослых озвучек», как классический пример.

- Собирайтесь регулярно, не реже двух раз в неделю, а если это ваше семейное дело – тем более, чаще.

- Создайте «раздаточный материал» - напридумывайте всевозможных радиоигр: «сочини сказку», «придумай новость», «игра на интонацию», «какие звуки издают животные», «изобрази звук», «отгадай звук». Это я перечислила речевые и звуковые игры.

- Есть ещё игры в стиле «редактор»: «найди лишнее слово», «закончи текст», «переставь слова местами», «что тексте не так».

- Игры могут быть «театральными» - подглядите их у коллег, только выбирайте те, которые касаются речи, голоса и артистизма в голосе: «разговоры с горячей картошкой во рту», «изобрази говорящую курицу», «грустно-весело», «ох и ах». А, в принципе, можно использовать и «чисто театральные», где задания и для голоса, и для тела.

- Играйте в интервью, «прямой эфир», в блогеров, в конференцию – во всё, что журналисты (радисты не играют в реальной жизни).

- И, конечно, репетируйте начитки текстов. По многу раз. Слушайте детей, останавливайте, давайте «свой пример» подачи материала, просите перечитать.

- Разработайте с детьми «систему помет» текста. Палочки, чёрточки, подчёркивания… - долгая пауза, люфт, повышение тона, выделенное слово и так далее. К примеру, дети, с которыми я занимаюсь, просто обожают подчёркивать разными карандашами роли разных персонажей. Правда, временами так всё перепутывают, что и не разобрать – кто есть, кто.

- Придумайте персонажей, которые будут «обитать» на вашем радио, которые будут помощниками для ваших детей. У меня это радиоведущие Чудочок и Чудинка.

- Придумывайте, придумывайте, придумывайте! Форматы, игры, развивайки. С детьми нельзя просто «сунуть» им текст под нос и потребовать начитать. С ними нужно все обыгрывать и разыгрывать. Хотя иногда можно и нужно «просто поработать».

 

Из книги «Радио – моя первая любовь»

Комментариев нет:

Отправить комментарий