Приветствую тебя, мой читатель!

Если тебе (Вам) понравились мои тексты, заказывай (-те) что-нибудь для себя!
Жду писем: kuliginavera@gmail.com
Сейчас занимаюсь проектом чудо-радио.рф

воскресенье, 13 сентября 2020 г.

Авторские права. Музыка

 


Поговорим сначала о музыке. Тема – без границ. Глубокая и противоречивая. Есть, во что углубиться, и о чём поразмышлять.

На самых первых порах своей работы над радиоспектаклями я «ни о чём таком» не думала, я просто не знала, что «об этом» нужно думать. В первых своих работах я подкладывала под слова музыкальных классиков и современников, смешивала и сшивала (в принципе, смешивать и сшивать – это осталось и сейчас), создавала продукт без «задней мысли»: откуда эта музыка взялась в интернете? Кто её туда положил и с какой целью? Я рассуждала так: выложили, значит, хотят быть услышанными. Речь про современников, разумеется, классиков выложили без их ведома и согласия – это я понимаю, и то, что права на их музыку принадлежат их родственникам, тоже понимаю. Ещё я размышляла вот, о чём: возьмём детский танцевальный коллектив - он репетирует, а потом выступает на сцене под известные хиты, и я ни разу не слышала, чтобы за пользование музыкой они отстёгивали автору авторские.

То есть, на самом деле, я сначала не думала, а потом начала задумываться. А правда: как? Как будет правильно?

Почему, у меня, в принципе, появились такого рода мысли? А из своего же опыта. Я заметила, что мои работы, работы моих детей стали появляться на сторонних сайтах и в социальных сетях, при этом, тот, кто постил и распространял эту информацию, ни единым словом, ни намёком не информировал слушателя - откуда материал взят? А, ведь, было бы логично – дать ссылку: «источник здесь»?! Вот в этот самый момент у меня и возникли мысли: а права ли я, когда использую чужую музыку, не спросясь? Но я тут же себя оправдала, что рада была бы спросить, но не знаю, у кого? Треки зачастую не подписаны, источники, откуда я скачиваю, тоже не первостепенные. И тогда я стала искать личного знакомства с живыми композиторами. И мне это удалось!

Творцов музыки оказалось великое множество. Многие, так же, как и я, творили просто так, без материальной прибыли, и зачастую в стол. Они бы и рады были продать свои работы, но не всегда выходило. Но это совсем другая история, не для этой книги. Пожелаем им удачи и вернёмся к нашему вопросу. Музыка, которая была нужна Чуде ¹, должна была быть бесплатной, потому что Чудо ¹ не приносило деньги. Но, хочу сказать, что к композиторам, писавшим за деньги, я тоже обращалась – я же изначально не знала их позицию о «бесплатности» или «платности» их работы.

И, на самом деле, музыка для моих проектов мне доставалась самая разная. Я всегда оговаривала, что итоговая работа «не для продажи», и мне позволяли пользоваться, дарили большое количество музыки. Чаще она была уже написана, но некоторые начинающие композиторы-исполнители сочиняли и записывали музыку прямо под книгу, тему. Это были договорные отношения: я беру музыку, но всегда и везде упоминаю имя её создателя. Так мы «делали друг другу имя» и помогали продвижению своих проектов.

Все самые последние работы в моём авторском проекте созданы под авторскую музыку. И она очень красива! К слову сказать, я думаю, что все шедевры создаются, чтобы быть вместе, чтобы дополнять друг друга и усиливать друг друга. Я имею в виду, в нашем случае, сочетание слов из книги и музыки. Слова и музыка создавались разными людьми, но как будто бы друг для друга. Потому что вместе - они прекрасны!

 

А теперь советы. Серьёзно:

- Если вы записываете вариант «хоум», то есть, для домашнего прослушивания и в кругу близких, то за пользование чужой музыки вас никто ругать не будет. Кто ж ругает за прослушивание хитов на кухне? Но если вы хотите на чужой музыке заработать, то – внимание – вам нужно будет заплатить автору авторские!

- Найти композитора легко! Найти «своего композитора» чуточку сложнее. Найти «своего любимого композитора» - поможет господин Случай.

- По закону об авторских правах, использование крошечного отрезка музыки (например, в качестве начальной заставки в начале радиоспектакля) не возбраняется, не порицается и не ругается. То есть – можете. Но не берите совсем уж известную! Хотя бы потому что, у слушателя будут срабатывать ассоциации. Если это «реквием», то эмоции у слушателя возникнут определённого характера, независимо от вашего посыла. Если это «полёт шмеля», то и у слушателя в момент прослушки возникнет ощущение «полёта», а не «плавания», «костра» или «космического путешествия». Имейте ввиду. У меня такие ляпы были. Спасибо, мне на них указали.

- Напишите музыку сами! Почему бы и – да?!

Словарик Кулигиной:

Чуда ¹ – это мой проект «Чудо Радио». Иногда я называю его просто и с любовью «Чуда».

 

Из книги «Радио – моя первая любовь»

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий