Приветствую тебя, мой читатель!

Если тебе (Вам) понравились мои тексты, заказывай (-те) что-нибудь для себя!
Жду писем: kuliginavera@gmail.com
Сейчас занимаюсь проектом чудо-радио.рф

вторник, 22 сентября 2020 г.

Запись и обработка звука. Технические нюансы


 

Вот она – та самая памятка, о которой я уже несколько раз упоминала.

Запись

Если у нас нет профессиональной студии для записи,

А нужно записать в тишине и без эха, делаем так:

1. Выбираем маленькое помещение, типа кладовки или тёмной комнаты с импровизированной звукоизоляцией. То есть туда не проникают звуки извне – с улицы или от соседей. НИКАКИЕ! Если проникают – дожидаемся ночи и пишем ночью, когда все вокруг спят.

2. Нам не нужно эхо в записи (этот эффект накладывается сверху при необходимости) на записи – НЕТ! Спасёт шумопоглащение. Всё та же маленькая комната, заставленная вещами (книги, тряпочки и проч.), чтобы звук не отталкивался от стен, а поглощался ими.

Если маленькой комнаты нет, выбираем самый тихий угол в помещении и залезаем под одеяло. Одеяло спасёт от эха, но не от уличных и соседских шумов – все равно ждём ночи.

Ну, или вам повезло, и ваша квартира (или какое там вы выбрали помещение для записи) не пускает в себя шум.

3. Записываем на диктофон, айфон, телефон.  Предварительно проверьте, чтобы аппарат не создавал своих собственных шумов – такой техники уже полно. Многие телефоны пишут прекрасно.

4. Во время записи сосредоточьтесь на голосе и говорите четко и достаточно громко, проговаривая ВСЕ звуки. Если нужно шептать – это должен быть «академический шёпот». Не «съедайте окончания». Это будет слышно. Сделайте речевую гимнастику предварительно. Сглотните слюну.

5. Пожалуйста, не ерзайте, не трогайте предметы вокруг – не создавайте лишних шумов на записи. Аппарат запишет все. Шумы не стираются!

6. Включаем запись и 2-4 секунды молчим на запись. Заканчиваем говорить и 2-4 секунды молчим на запись. Это нужно для мастеринга. Т.е. до ваших слов и после должны быть несколько секунд записанной тишины.

7. Можно записывать прямо на ноутбук, но в таком случае у вас должна быть модель, которая не шумит (имеется ввиду шумная работа охладителя). На нотбук записываем с помощью ВНЕШНЕГО микрофона или петлички (маленький микрофончик, который цепляется на воротник одежды).

Для записи нужно открыть ПРОГРАММУ записи и нажать «Плей». При этом, не всякая программа запустится – это вопросы совместимости. К примеру, я записываю на Audacity, и только после сохранения для монтажа и обработки переношу на основную программу, в которой работаю всегда, это Adobe Audition. После записи не забудьте сохранить! В некоторых программах вместо «сохранения» работает функция «экспорт».

8. Важный момент – встречалась с этим несколько раз. Люди пытаюсь записывать тексты прямо на музыку, включив её в фоновом режиме. Это неправильно! По нескольким причинам:

- Музыка хоть и фон, но не в смысле «хаотичное украшение», «что-то там пиликающее тихонько» - нет! Музыка должна ложиться на слова! Она должна подчёркивать моменты подъема интонации, она должна звучать ненавязчиво и вскользь в моменты ровной речи. Она должна совпадать по интонированию со словами! Поэтому её «подгоняют» под слова ПОТОМ!

- Представьте, что вы оговорились и вам нужно вырезать кусок фразы – как вы это сделаете? Вместе с несколькими нотами музыки? Вы же понимаете, что место среза будет слышно?

- Речь на записи звучит неидеально, она нуждается в «чистке и обработке», а на музыке вы не сможете с ней ничего сделать.

Обработка звука

Шумопонижение

Для обработки звука (подготовки его для эфира) рекомендую воспользоваться функцией «Шумопонижение», если вы недовольны качеством фонового шума (то есть фоновой тишины). Для этого нужно выделить место на записи и искусственно понизить уровень шума на нужное количество единиц (я понижаю на 9. Иногда больше), найти функцию «захват шума печати» и сделать «захват», затем нужно применить его ко всему тексту. Вы визуально увидите, как изменилась запись.

Когда уровень шума слишком велик, шумопонижение приходится применять несколько раз. Это не очень хорошо, потому что, вместе с шумом, понизится могут и важные звуки в записанном тексте, которые программа воспримет как «шум» и задавит. Это окончания слов, последние звуки слов, которые всегда произносятся чуть тише и отдельно от всего слова. Еще «программа шумопонижения» может оставлять небольшое эхо в конце слов, потому что давит шум постепенно – на словах не очень сильно, а в промежутках слов – в полную мощь. Это слышно. Поэтому концы некоторых слов вам придётся понижать искусственно – будьте аккуратны, не «съешьте» вместе с шумом и звуки самого слова!

Из всего из этого следует вывод: никакие фокусы и манипуляции с записями не заменят ситуацию «идеальной записи».

Плевки, вздохи, щелчки, «задувания»

При воспроизведении речи вам не избежать множества погрешностей. Вы будете дышать – иногда слишком громко, ещё будет слышна ваша слюна, а иногда и трещать челюсть. Как человек, начинающий работу со звуком, вы, скорее всего, этого не заметите (не услышите), но чем больше в вашей жизни будет звука, тем больше вы будете придираться к его качеству. Поздравляю вас – вы стремитесь к профессионализму!

Сегодня я переслушиваю свои старые записи и слышу множество огрешностей, которых прежде не слышала. И, если честно, не знаю – радоваться этому или огорчаться. Радоваться, что я выросла профессионально или огорчаться, что какая-то часть моей работы сделана неидеально?

Теперь к теме. В программах обработки звука есть функция «Авто удаление щелчков» - честно говоря, я не совсем в куре, какие из щелчков программа воспринимает за те, которые подлежат удалению? Щелчки челюстью, щелчки по типу «случайный удар по столу» или щелчки, как «искажённый звук»? Я, как правило, применяю эту функцию в качестве профилактики – на определённый кусок текста – но удаляет она не всё и не всегда. И, опять же, она запросто может удалить «ть» или «к» в конце слова, если эти звуки у чтеца получились несовершенные. Так что, работайте с ней аккуратно! А часть «щелчков» вам придётся удалить вручную.

Вручную вам придётся поработать очень много! «Вручную» - это значит, вы выделяете кусочек записи с браком и совершаете с ним те или иные манипуляции. Вырезаете, понижаете или применяете к нему эффект.

Плевки

Это естественный физиологический процесс, когда у вас во рту (во рту вашего чтеца) «чпокает слюна». Вы можете немного откорректировать её количество – глотком воды, сглатыванием, но не можете убрать совсем. Очень часто перед словами возникает небольшой «чпок», и очень часто он возникает в конце слова. Впереди чаще. И когда вы «набьёте глаз», то будете не только слышать чпоки, но и видеть их на звуковой дорожке. Маленькие соринки на прямой линии. Их всех нужно беспощадно удалять!

Нередко «чпоки» возникают прямо на словах – это сложнее. На начальном этапе вашей радиодеятельности я бы посоветовала не обращать внимания, смириться с ними. Потому что, вырезая чпоки на словах, вы можете повредить сами слова. Ну а когда ваше мастерство наберёт обороты, беритесь за «приручение слюнявого зверя» смело и уверенно!

Вся сложность в том, что удаление плевка может нарушить «графический рисунок звука». Вам нужно очень сильно «расширить проект» - колесико мышки в помощь – и вырезать так, чтобы «прыгающие вверх-вниз диагонали» сохранили идеально ровный рисунок! Будьте терпеливы. Удаление из записи крошечных отрезков, равных мгновенному плевку, ничего не исказит, но если вы обрежете неаккуратно и сломаете рисунок -  плавность диагоналей, то создадите «новый шум».

Предполагаю, что эта информация для вас «за гранью» и «это уж слишком», но должна об этом написать. Чтобы вы знали, что «это» есть и «это» важно – есть погрешности записи и есть способы их корректировки. Если не готовы так дотошно с ними работать, пока оставьте.

 Вздохи

О дыхании я уже упоминала. Упоминала о его «агрессивности». Что это значит? Слишком шумное, громкое, навязчивое дыхание очень мешает восприятию звуковой информации. Когда ведущий произносит фразы, а в перерывах шумно и со свистом вдыхает воздух, перестаёшь слушать смысл, а следишь за тем, чтоб он не задохнулся, в конце концов. Во всяком случает, так происходит со мной. Мне очень хочется попросить ведущего дышать потише и поскромнее.

«Обрабатывать дыхание» гораздо удобнее, чем плевки и щелчки – дыхание всегда между слов. Слишком агрессивные вздохи вы можете выделить и вырезать, а можете выделить и понизить уровень – на сколько единиц, это на ваше усмотрение. Обязательно слушайте, что у вас получается: вместо дыхания должны отстаиваться доли секунд между слов, потому что человек не может говорить «как из пулемёта», небольшие паузы между слов обязаны быть. Так что, обработку вздохов чередуйте – где удалять, где снижать.

В моих первых работах я «грешила удалением», я была уверена, что так будет правильнее – потому что во всех классических радиопостановках артисты «не дышат», но сейчас я слушаю то, что уже сделано, и понимаю, мои артисты именно, «как из пулемёта» - говорят-говорят-говорят, и это звучит немного неестественно. Паузы должны быть! А еще, профессиональных артистов и радиоведущих учат «дышать аккуратно», неслышно. Поучитесь и вы.

 «Задувания»

Самый пикантный и непредсказуемый момент – «ветер в речи». Он возникает на записи при воспроизведении шипящих звуков, глухих и тех, которые губные. Особенно губные! Фонетику помните? «Б», «П», «В», «Ф» - самые «противные» в этом смысле. Мы произносим их на выдохе, с ветром, и микрофоны очень часто в этом месте фонят. Слышен «задув», а звук на записи ущербный.

Лучше всего «места задувов» переписать. Прямо целой фразой, или словом. И заменить ущербный на качественный. Но тут могут возникнуть другие трудности: несостыковка в интонировании, вставленный кусок отличается на слух, или артист уехал и больше его у вас под рукой нет.

В крайнем случае, при невозможности переписать, я открыла для себя эффект «DeHummer», он находится в разделе «Шумопонижение». Я выставляю «красный крестик» в самый крайний левый угол и применяю этот эффект к «ущербному месту», предварительно выделив его. И работает! Не идеально, конечно, небольшой скачок в звуке всё равно можно услышать, но это уже не то «безобразное задувание», которые было изначально.

Как избежать? Нужны фильтры. Поролоновые профессиональные или из чулок самодельные, или ещё я встречала «меховые чехлы». Либо на записи не говорите «прямо на микрофон», а слегка в сторону, чтобы ветер улетал.

Умение слышать недочёты появляется «приходит» постепенно, всему этому нужно учиться. Настойчиво и уверенно. Сразу запомнить такое количество советов невозможно. Это я понимаю. Поэтому предлагаю некоторые главы книги перечитывать время от времени.

Важно! Когда вы работаете со звуком, ПЕРЕСЛУШИВАЙТЕ! Во время монтажа, после обработки, в процессе чистки ПЕРЕСЛУШИВАЙТЕ! Несколько раз. Следите, насколько естественно звучит итог, насколько качественно и приятно. Переслушивайте беспристрастно.

  

Из книги «Радио – моя первая любовь»

Комментариев нет:

Отправить комментарий