Приветствую тебя, мой читатель!

Если тебе (Вам) понравились мои тексты, заказывай (-те) что-нибудь для себя!
Жду писем: kuliginavera@gmail.com
Сейчас занимаюсь проектом чудо-радио.рф

четверг, 17 сентября 2020 г.

Техника. аппаратура


 

Кесарю – кесарево¹. Разбираюсь ли я в технике? Нет! Занимаясь созданием проекта, я пользовалась той аппаратурой, которая мне досталась случайно или неслучайно. Возможности выбирать у меня не было. Более того, я даже не вникала в тонкости технического процесса, просто потому что – каждому своё. Я считаю, что каждый специалист должен стремиться стать мастером в своём деле, знать поверхностно азы тех вещей, с которыми «его дело» соприкасается, и не совать свой нос в то, в чём не разбирается. В технике я – профан. Не разбираюсь, то есть.

Я слышу звук, слышу какой он после записи на тот или иной носитель – отсюда делаю выводы, хороша ли техника. Могу поделиться наблюдениями: на мой взгляд, мобильный рекордер пишет много теплее, чем микрофон в профессиональной студии. Уж не знаю, какие у них там модели и марки, но очень часто то, что я слышу – искусственная, металлическая, «нечеловеческая» речь. Почему же так неприятно звучит то, что я слышу по федеральным и частным радиоканалам? Я наводила об этом справки у спецов.

 

Предположительно: микрофон пишет, скорее всего, нормально, но звук, попадая в программу записи, получая переформатирование в цифру, естественно искажается. То есть, цифровые технологии, в данном случае, нам не в помощь: от живой, тёплой человеческой речи не остаётся ничего. Мы слышим «металл в голосе», «неестественные тональности», «роботизированную, искусственно звучащую речь».

 

Предположительно ещё: возможно, звукорежиссёры увлечены какими-то «своими видениями» звука, и при записи (или после) выставляют «реверы», «исказители» или какие-то определённые спец.эффекты, которые, по их мнению, добавляют «космоса в голосе». В итоге, «космос» появляется, «жизнь» исчезает. Но это мое личное мнение.

 

На мой взгляд, тот материал, с которым я работаю – КНИГИ – должны звучать естественно и «тепло». Я настаиваю на этом термине: «тепло»! Волшебство радиоспектакля в силе слова, а не в силе спецэффектов! Я допускаю «космос», «эхо» и прочие «фокусы для голоса» в таких форматах, как «медитация», «пение гимна страны», выступление «суперзвезды», а в радиоспектаклях такие вещи должны быть умеренными.

 

А теперь советы:

Так какой же микрофон, диктофон выбрать и что такое рекордер?  

- Путь трансформации моей аппаратуры: диктофон Olympus, диктофон Panasonic, рекордер Tascam. Марки студийных микрофонов я не запоминала – это были эпизодические записи, которые не вышли в эфир.

- Диктофон – это звукозаписывающее устройство, которое заточено исключительно под запись.

- Рекордер – это устройство, которое может не только записывать, но обрабатывать звук. Хотя, конечно, обработка на компьютере (с возможностью не только слышать, но и видеть дорожку) гораздо удобнее. Рекордер ещё отличается более качественной записью и возможностью приглушить фоновый шум уже в момент записи.

- Собираетесь покупать аппаратуру для записи - посоветуйтесь со специалистами, можно прямо в магазине. Обязательно упомяните, что диктофон (рекордер, микрофон) вам нужны для записи ГОЛОСА, а не музыки. Там есть некоторые отличия, в которые я не вникала. Вообще, здорово – доверять специалисту! Выберите специализированный магазин и пообщайтесь с менеджером (продавцом) плотненько, воочию. Многие из них музыканты, и очень даже в теме.  

 

То, без чего не обойтись – ноутбук или стационарный компьютер. Для монтажа, для накладывания звука и шумов вам нужен компьютер и программа для обработки звука. Уровень (ценник) и марка ноутбука не имеют особого значения, потому что качество записи – это не его компетенция. Но важно, если вы пишите прямо на ноутбук, чтобы он не гудел.

Гудят обычно старые модели – они очень быстро нагреваются и включают систему охлаждения, вот она то и гудит. Можно немного приостановить гудение, подложив под ноутбук книжку или поставив специальную подставку, но надолго это не спасёт. Поэтому, при гудящем компьютере, не читайте текст с него, а распечатайте, или читайте с книжки.

Некоторые специалисты умудряются читать с телефона, но это очень непросто: маленькие буквы, невозможность забежать глазами вперёд и знать интонационную перспективу, и прочие нюансы начитки² очень мешают. Идеально: или ноутбук не гудит, или он за стеклом, отдельно от микрофона (как в студиях), или вы пишите на диктофон (рекордер), потом сбрасываете материал на ноутбук.

Про мышку-норушка:

Работать в программе монтажа звука без мышки, с помощью тачпада (сенсорной панели) НЕВОЗМОЖНО! Заведите мышку. Проводную или беспроводную.

 

Записи на ветру и там, где шумно

Исключите такие. Подобные записи допускаются только для формата «интервью», и даже самая суперская техника вас не спасёт от брака подобных записей. В последствии вы сможете только немного заглушить (понизить) уровень фонового шума при мастеринге, но он всё равно будет слышен. «Шууух» и «Фууух».

 

Не плюйтесь. Не дышите

Ну вы же понимаете, что это невозможно! Дыхание – естественный процесс, который невозможно сдержать. Но есть такой аспект, как восприимчивость микрофона. На моём опыте было выступление на одной из государственных радиостанций, когда моё дыхание звучало в прямом эфире «утрированно» - микрофон, почему-то не сглаживал вздохи, а выпячивал их. Уточните этот момент у технаря – что это за причуды техники, и если вы не умеете тихонечко дышать (что противоречиво – я же умею), то покупайте тот микрофон, который сгладит этот дефект.

Ну а ещё, «агрессивные вздохи» можно вырезать или понизить их уровень, но это делается вручную и очень кропотливо.

Под «плеванием» имеется ввиду естественные звуки, которые возникают при работе речевого аппарата. Когда вы открываете рот, нередко слышится небольшое причмокивание. Микрофон и диктофон это фиксируют. В любом случае, любая марка. Поэтому в главе «Аппаратура» этот вопрос мы больше не озвучиваем, оставим его для главы «Голос. Речь».

Ещё один важный момент – «щелчки». Какие они бывают и почему они возникают в момент записи – тоже немного позже. Но они точно будут, и будут фиксироваться любым прибором, подробнее - в одной из следующих глав.

 

Теперь советы. Серьёзно:

- Есть деньги – купите подороже. Ноутбук вида «нешумящий³» вам точно понравится больше. И вы исключите переходный период записи – диктофон. Ценник - от 50 тысяч, примерно.

- Между диктофоном и рекордером – естественно, преимущество у рекордера. Он реально пишет качественнее. По диктофонной записи вам придется раз пять пройтись «шумопоглотителем», а каждая такая «проходка» - это стирание «тепла» и «естественной красоты» в голосе.

- Норушка – не обсуждается! Быть, и – точка!

 

Словарик Кулигиной:

Кесарю – кесарево¹ – каждому специалисту – свои компетенции.

Начитка² - озвученный голосом текст.

Нешумящий³ (ноутбук) – то есть, способный работать в бесшумном режиме – когда систему охлаждения не слышно.

 

Из книги «Радио – моя первая любовь»

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий