Приветствую тебя, мой читатель!

Если тебе (Вам) понравились мои тексты, заказывай (-те) что-нибудь для себя!
Жду писем: kuliginavera@gmail.com
Сейчас занимаюсь проектом чудо-радио.рф

четверг, 3 сентября 2020 г.

Студия. Нет студии. Есть разница?

 


В самом деле, не зацикливайтесь на студии, если возможности платить - нет. В наше время даже обыкновенный телефон с функцией «звукозапись» вполне справляется с этой задачей. Есть определённые нюансы записи, которые вы должны соблюдать, но они реальны и просты. В конце книги я приложу памятку, которой пользуюсь постоянно «Как записать звук в домашних условиях».

Буду честна, сама то я никогда не писала радиоспектакли на телефон, только на диктофон. Но мои помощники делают это регулярно, потому что работают в силу своих возможностей. Например, это работает, когда я прошу записать отрывок (несколько фраз персонажа) на расстоянии. Ребята и взрослые, пользуясь моей памяткой, осуществляют запись и присылают мне по почте. И да, они (эти записи) отличаются друг от друга, и, при сведении в один кусок, это будет слышно. Но поверьте, даже если вы будете писать ОДНОГО человека, на ОДИН микрофон, в ОДНО время, то РАЗНИЦА всё равно БУДЕТ! Потому что на звук влияет всё: расстояние от микрофона, угол направления лица на микрофон, высота голоса, настроение, дыхание температура воздуха, влажность… и куча-куча всего …! И чтобы справиться со всем этим, вам понадобится волшебство мастеринга.

Совет: пробуйте писать и «так» и «эдак». Включайте запись² и слушайте. Включайте и слушайте на компьютере, через наушники, через усилители – ищите разницу. Спрашивайте у «простого обывателя» - они слышат разницу? В конце концов, мы же именно для них делаем!

Наша задача сейчас: преодолеть препятствия, а не ссылаться на то, что: «студии нет, условий нет, ничего нет – делать поэтому не буду». Делать – будем! И сделаем хорошо! Поверьте мне, я знаю, что говорю, потому что много раз, когда выигрывала профессиональные конкурсы, отвечала на вопрос: «А что у вас за микрофон? Так хорошо пишет!», и наслаждалась удивлением вопрошавших, когда отвечала, что у меня диктофон. J

 

Опыт работы со студиями у меня тоже был, разумеется. Но я не в восторге. Мне не нравился «металлический голос», который получался на их аппаратуре, мне не нравился подход звукорежиссёра, у которого было «свое видение» на запись¹, которое отличалось от моего и навязывалось мне. В общем, я не стала использовать те записи ² (озвучки), а сделала свои. Проблема в том, что я обращалась к специалисту, который никогда не записывал вариант «текст», а работал только с музыкой (песнями), а это совершенно разные жанры. Концепции записи¹ отличаются, требования к трекам разнятся, и это нужно учитывать. Мой коллега был настойчиво уверен, что он то разбирается лучше меня, потому что он – хозяин студии. Да, это был частник.

Совет: ищите «своего человека» - в творчестве всегда много разногласий.

Был у меня и другой пример работы с частной студией – более позитивный. Это была совсем маленькая домашняя студия, где мне любезно позволили писать «так, как я считаю правильным», не навязывая ничего своего. Но опыт всё равно не удался, и расскажу почему: дело в детях.

Вы будете удивлены, но записывать детей на диктофон значительно эффективнее! Особенно маленьких и непосредственных - с ними я, всё-таки, работаю чаще, чем со взрослыми, а взрослые – да, им в студии неплохо. Так вот, вся эта «мелочь пузатая» практически не способна усидеть на месте, а правила записи, в том числе, гласят: микрофон должен быть на одном расстоянии от рта!

Должен то он, должен. Ну и… как вы себе это представляете?! Сидит пяти-, шести-, семилетка с ровной спинкой, как солдатик, и читает сказку с листа или по памяти, отдаваясь исключительно голосу! И даже руками не машет? И попой не елозит? И головой не вертит? Что, не представляете? И правильно – потому что это невозможно! Но об этом рассказывать серьёзно невозможно!

 

А теперь НЕсерьезно. Советы:

    Держите диктофон крепко и уверенно и не спускайте глаз с вашего артиста, потому что вам придётся стать его продолжением (продолжением ребёнка), вам придётся уметь перемещаться за ним, уметь водить диктофоном из стороны в сторону, справа-налево и обратно. И делать это беспрерывно, контролируя каждую секунду нужное расстояние между ротиком чтеца и входом для записи. Это ваша задача – номер «Раз»! Но есть и другие.

    У меня бывало всё: я ползала по ковру на коленях, залезала под стол, согнувшись в три погибели и лежала на животе, чтобы моему артисту было комфортно. Чтобы поймать его «голосовую непосредственность». Разумеется, дети постарше, ведут себя более понятливо, но самый то смак – это сказки, начитанные несмышлёнышами!  Ловите непосредственность в голосе – и будет вам урра!

  Метод «следуй за ребёнком» работает на детишках 3-6 лет, а ещё эффективен для детей с ОВЗ. Для них – это вообще очень полезная супер-развивашка. Такой опыт у меня тоже есть. Но это – для другой книги. 

   Следите за детскими ручонками, которые имеют свойство всё трогать, дёргать, хватать. Диктофон запишет все эти шебаршения, как фоновый звук. А вам это не очень нужно. Хорошо, если «шуршунчик» окажется между фраз – вы его вырежете, а если он ляжет прямо на слова – усё, запись ущербная. Впрочем, я допускаю, что ваша режиссура именно так всё и задумывала. Определитесь: вам нужна тишина фоном или возможны «естественные звуки».

    Кстати, мой второй опыт записи в малой студии не увенчался успехом, потому что я не обратила внимания, что ребёнок ЦЕЛЫХ ДВЕ СКАЗКИ, на протяжении двух десятков минут беспрерывно ТРОГАЛ шнур микрофона! Катастрофа! Естественно, мне пришлось всё переписать.

    Не работайте с маленькими детьми с микрофоном – у вас взорвётся мозг – следить за их голосом, произношением, расстоянием до микрофона и ИХ РУКАМИ! С большими – работайте! Разрешаю. И даже требуйте от них дисциплины. Они справятся.

    Ко всяким «детским несерьёзностям» мы ещё вернёмся много раз!

 

Значение многозначных слов:

Запись ¹ - процесс записи голоса, треков, файлов,

Запись ² - собственно аудиозаписи (озвученные голоса).

 

Из книги «Радио – моя первая любовь»

Комментариев нет:

Отправить комментарий