Приветствую тебя, мой читатель!

Если тебе (Вам) понравились мои тексты, заказывай (-те) что-нибудь для себя!
Жду писем: kuliginavera@gmail.com
Сейчас занимаюсь проектом чудо-радио.рф

среда, 23 сентября 2020 г.

Шумовые эффекты. База звуков

 


Конфетка любого радиоспектакля, его объём и глубина – это «интершумы», другими словами, «шумовые эффекты». С помощью шумовых эффектов мы создаём 3-D объем, ощущение полного присутствия в книге, мы делаем «кино в звуке».

Хотите добиться такого эффекта от ваших работ? Я помогу.

Для начала, давайте создадим базу звуков. Их можно скачивать в интернете, а можно «создавать и записывать» самостоятельно, с помощью диктофона или микрофона. Главное, при создании собственноручно записанных звуков, делать записи отдельно от фоновых посторонних шумов. Чтобы у вас не мешался звук кота и улицы, шелест страниц и работа микроволновки. То есть, идеально шумы тоже пишутся в «камерной комнате», без посторонних призвуков. Это трудно, поэтому по первым порам пользуйтесь чужими наработками – их в интернете предостаточно. Просто наберите в поисковике «Звук…. Скачать». На месте многоточия называйте нужную категорию звука, или прямо название «корова», «качели», «телефон». И вот он – результат перед вами.

Скачанные файлы никогда не сваливайте в кучу на рабочем столе или в по всему компьютеру, для каждой категории создайте свою собственную папку: «Звуки животных», «Звуки ветра», «Звуки насекомых», «Звуки Людей», или просто: «Бытовые», «Птицы», «Дождь», «Море». Животных можно разделить на «Диких» и «Домашних». Внутри папки «Бытовые» можно сделать дополнительные «Кухня», «Ванная», «Двери». «Дверей» в сказках, к слову сказать, всегда огромное количество. Они скрипят, хлопают, открываются ключом или шпингалетом, они ездят из стороны в сторону и брякают. Ещё с «ветром», к примеру, всегда непросто – он может дуть едва слышно, а может быть настоящим ураганом – нужно подбирать каждый раз под конкретный случай.

В моём арсенале около тридцати папок со звуками разных категорий, а внутри некоторых еще и подкатегории. Некоторыми я пользуюсь чаще, другими не воспользовалась ни разу – база хранится до нужных времён. Эти наборы звуков я использую не только для оформления радиоспектаклей, но и для игры с детьми: ребята отгадывают звуки и их категории. Если мне хватает во время монтажа, я регулярно подкачиваю свежие. Моя база беспрестанно пополняется. Все папки хранятся в одной общей «Звуки».

Важно после скачивания звука дать ему такое имя, чтобы вы его узнавали и быстро находили. Латиницей или кириллицей – как вам удобнее. Часто скачанные файлы названы очень длинно – к общему названию добавлено название сайта или адрес, откуда вы скачивали. Это желание правообладателя. Если вам мешают такие длинные названия, называйте по-своему и помещайте в подходящую папку. Содержите звуковые и музыкальные папки в порядке. Если этого не делать регулярно, однажды запутаетесь, так, что мало не покажется.

Со скачиванием и хранением разобрались, давайте поработаем над эффективным использованием звуков.

Давайте вспомним законы физики: что в природе появляется раньше – свет или звук? Гром или молния? А что появится раньше у нас – звук или текстовая информация о нём? Думаю, сперва будет предупреждение, что вот сейчас, сию секунду откроются двери – и вот, они уже скрипят, в замочной скважине поворачивается ключ… Вроде, логично: сперва текст, потом звук. Но, знаете, бывает и наоборот. Сначала «звук», а потом пояснения, что это было. Вот такие «скользкие правила»! Придётся вам «включать режиссёра» и пробовать приладить звук в том или ином месте – то чуть дальше, то чуть ближе. Словно вы брошку примеряете или заколочку – где лучше сидит.

Выкладываются звуки, как правило, на третью дорожку, потому что на второй обычно лежит музыка. При смене музыкальной темы музыка и звуки могут поменяться местами (дорожками). По громкости нужно регулировать, чтобы музыка не перекрывала звук. Иногда на месте, где возникает звук, музыка понижается или обрывается, или меняется на другую. Это все делается «на слух», с постоянным переслышиванием. Уровень (высота) звука – у вас под контролем, и момент его вхождения и выхода – тоже. Звук, как и музыка, может возникать постепенно, может возникнуть внезапно и может уйти на нет постепенно. В этом нам помогают «эффекты» и «инструменты» звукообрабатывающих программ.

Звуки можно накладывать один на один в несколько рядов, можно выкладывать рядышком, можно так, чтобы они сменяли друг друга. Все вариации зависят от вашей режиссёрской задумки. Главное, следите за текстом: звук неразрывно связан и зависит от текста. Что написано пером…, то изобразим звуком!

Пример:

«В квартире было тихо (звуков нет). Папа читал газету (шур-шур), мама пила чай на кухне (можно звук помешивания ложечкой, можно звук, как мама отпивает горячую жидкость).

И вдруг зазвенел звонок (звонок – они бывают очень разные, фантазируйте!).

Папа открыл дверь (щелчок замка и звук открывания), никого нет. Папа удивился и уже хотел захлопнуть дверь, как вдруг…

- Мяу (котенок), - тоненько пискнул кто-то внизу». ¹   

В этом примере я показала, как заранее вы продумываете шумовой фон и прописываете его в рабочем тексте рядом с нужным местом в скобочках. Или не прописываете, если можете это делать на ходу. Иногда бывает: отмонтируешь материал, а потом обнаруживаешь, что забыл «вставить котёнка», «щенка» и «водичку». Чтобы не возникало таких недоработок, продумайте всё заранее.

Впрочем, лично я не продумываю заранее, я монтирую в моменте и слышу, где и когда у меня нужен тот или иной звук. Моя фантазия работает «здесь и сейчас», но это опыт, к которому нужно прийти. Ну а с детьми, когда мы играем в звукорежиссёра, всегда продумываем всё заранее. Это учебный момент программы «Играем в радио».

Всегда ли нужны звуки? И если нужны, то что же, «зашумлять» каждое слово? А это, дорогие друзья, на ваше усмотрение. Вы – режиссёры своего спектакля, вам и решать. «Зашумить» в тексте можно очень многое. Есть тексты, в которых «звучит» чуть ли не каждое слово, а есть и такие, где нет необходимости ни в одном звуке.

Пример:

«Однажды вечером, когда солнце садилось и уже остался гореть над землёй только самый краешек, оторвался от него солнечный зайчик - не захотел возвращаться домой.

Решил солнечный зайчик: "Поживу-ка я на земле. Побуду в этом красивом доме, вот как в нём чисто и всё в цветах". Прилепился солнечный зайчик на занавеску и сидит себе. Солнце совсем скрылось за лесом. Солнечный зайчик с занавески на люстру перепрыгнул». ²

Покажите мне здесь хоть одно слово, которое звучит. Можно, конечно, пофантазировать на тему «прыгнул на занавески», «зазвенела люстра», но с этим прекрасно справится и музыка, это с её подбором нужно потрудиться. Чтоб «звенело» и «вздрагивало», да еще и в нужном месте. Дополнительных шумовых эффектов здесь не нужно. Я, как режиссёр, их здесь не вижу.

¹ Из книги Станислава Мальцева «Кузя Щучкин – рыжий нос»

² Из рассказа Радия Погодина «Сказка про солнечного зайчика»

Из книги «Радио – моя первая любовь»

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий