6.
- C'est la vie, mon cher ami, ты увидел оба из своих возможных будущих. – вздохнул пёс Селяви.
- Будущих чего? – не понял Василий.
- На спирали времени каждому живому существу даётся не меньше двух пространств вариантов, – стал рассуждать Селяви. - То, что с тобой стало, ты знаешь. А на блюдце отобразились оба.
- И что же, у вас тут все человеческие судьбы так решаются? С помощью блюдца и кофейной гущи?! – возмутился Василий.
- Тут не решаются человеческие судьбы. Тут выстраивается пространство вариантов, - терпеливо повторил пёс, - C’est vous qui décidez quoi choisir (Решаете, что выбрать, вы сами). Мы сами. Там. При жизни.
Дорога из жёлтого кирпича вопреки ожиданиям Василий ни к какому Изумрудному городу их не привела. Она вообще никуда пока не привела. Казалось, ей нет ни конца, ни края, потому что шли они, по подсчётам Василия, уже несколько часов, а пейзаж слева и справа оставался тем же. Точно они вдвоём топтались на месте. Вот то же грушевое дерево, густо усыпанное плодами. Вот те же несколько пеньков вдоль дороги, на которых они отдыхали уже дважды. Вот те же кустарники дикого шиповника. И даже васильковая поляна в небольшом отдалении та же.
- Мы что, и сейчас по кругу ходим? По спирали времени? – съязвил Василий.
- Non (Нет). – ничуть не обидевшись, ответит пёс. - Сейчас другое. Tu te rappelles ce qu’a dit la Reine Noire (Помнишь, что говорила Чёрная королева)?
- Какая королева? – не понял Василий.
- Ну как же, курс «Зарубежная литература, XVIII век. Англия. Алиса в Зазеркалье». «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!». А мы с тобой прогулочным шагом… J’adore cette citation (Обожаю эту цитату)! В точку! Хочешь чего-то достичь, беги со всех ног. А хочешь поразмышлять, надень шляпу и пальто, возьми трость и даму под руку, и - в путь.
Селяви опустил морду в траву и понюхал клевер. Как только он поднял нос, на него тут же уселась та же назойливая божья коровка. Та же, или какая-то другая. Пёс чихнул и, провожая взглядом улетающее насекомое, сказал:
- Твоя дама цитировала другое: «Пусть Эмиль бегает по утрам босиком, во всякое время года, по комнате, по лестнице, по саду; вместо того, чтобы бранить его, я буду ему подражать; я буду только заботиться о том, чтобы не попадалось под ноги стекло».
- Je m'occuperai de lui (Я буду заботиться о нём), - машинально повторил Василий. Теоретик! Говорят, своих собственных детей он не воспитывал, и вообще, избавился от них, а вымышленному Эмилю посвятил много листов и времени.
- Да. В этом вопросе с тобой спорить не стану, - согласился пёс. – А тебе известно, что Славик и Юра искали тебя? Quand les enfants ont grandi (Когда выросли).
- Искали? Где? – ужаснулся Василий.
- Ну, во-первых, в цирке искать тебя никто не догадался - про него ни одна живая душа не знала. А в институте искала жена. Но ты же там никому не признался, куда увольняешься. На этом её поиски и закончились – не стала женщина переступать гордость и искать где-то ещё. А вот дети…
- Et quoi (Что дети?) – Василий всё чаще переходил на французский. Иностранные слова сами собой срывались с языка. Как в былые времена. Он присел на один из тех пеньков, которые торчали на обочине, и которые они с Селяви миновали уже в третий раз.
- О, они искали очень упорно, когда повзрослели, потом прекратили, – повторил пёс и тоже присел. Задумался, вроде как что-то усиленно вспоминая.
- Искали как обычно, как все ищут: полиция, телевиденье, морг…
- Морг? – Василий ахнул.
- Но там не нашли. – усмехнулся Селяви. – Тебя вообще никто не нашёл. На этой твоей свалке.
- Умер, как собака, - прошептал Василий и ему стало так невыносимо горько, так тоскливо – хоть волком вой!
- Слушай, хватит этих животных сравнений! C'est blessant (Это оскорбительно!) Ни одна порядочная собака не пойдёт помирать на мусорный полигон, к твоему сведению!
- В смысле? – не понял Василий.
- Домашние отходят в своих постелях, а бездомные уходят в лес. Ну, разве что несчастный случай. Tu as exactement ce cas (А у тебя, кстати, именно такой).
Василий давно догадывался, что с ним что-то не так, но до сих пор боялся в этом себе признаться.
- Значит, всё-таки, je suis mort (умер)… значит, всё-таки гроб… Attend! (Подожди!) - спохватился он, - откуда тогда гроб, если меня так и не нашли?! Ну, то есть, моё тело…
- Да что ты прицепился к этой кофейной гуще! Это же символы! Знаки! И вообще, может это был прямоугольный свадебный стол! Расшифровывай, как хочется!
- Как хочется? – удивился Василий. – Пространство вариантов?
- Ну да, – подтвердил Селяви. – Именно.
- А ты?
- Что я?
Василий давно хотел это спросить, но не находил подходящей минуты. Да и неловко было как-то. Спрашивать такое!
- А! – догадался пёс. – Я тоже, должно быть, разбил сердце моей хозяйке. Я потерялся. Во время прогулки по лесу. Она взяла меня весной за город. А я с дуру – давай носиться по опушке, как в молодости, plus loin, trop loin (всё дальше и дальше). А потом пошёл дождь. La pluie (Ливень) и смыл все следы и запахи. Ещё пыльца весенняя была. Тоже сбивала с толку. Дурак я был, в общем. Самонадеянный.
Василий терпеливо слушал историю – каков же конец?
- А конец был бесславным. - ответил пёс на его мысли. – Le chien est mort (Селяви уснул вечным сном под берёзой). Но годик я ещё прожил в лесу, между прочим! – похвастался он. – Охотиться научился. Не зря мои предки были охотниками. Грибами ещё питался, травками, яйцами иногда - если гнездо находил. Потом осень, воспаление лёгких – et c'est tout (и конец).
- Ce n’est pas un tel drame! Du courage! (Да что ты, брось! Не унывай!) – стал подбадривать Василий.
Он снял ботинки, стянул носки и сунул их в карман. Там хрустнула коробка с остатками «Корзиночек».
- Хочешь? – Василий протянул Селяви мятое пирожное. Не хочешь? Тогда побежали? По траве босяком?! Здесь точно никаких стёкол – места глухие, нехоженые! – предложил он, резво подскочив с пенька, - Ты помнишь: чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее, чем со всех ног?! Comme le vent!!! (Бежим!).
- Tu es fou, Vassili (Дурак ты, Василий), - улыбнулся Селяви, - Я всегда босяком!
Комментариев нет:
Отправить комментарий