Для чего нужна музыка? Её приятно слушать, она повышает настроение, добавляет эмоций в нашу жизнь, усиливает их. То же самое можно сказать о музыке в радиоспектаклях. Слово в сочетании с музыкой – это более действенное «оружие». Оружие в позитивном смысле. Музыка, как и оружие, «сражает наповал», «проникает прямо в сердце», «хватает за душу». Сила воздействия радиоспектаклей, украшенных фоновой музыкой, гораздо больше. Книги на музыке дети слушают охотнее и дослушивают до конца с больше вероятностью.
Голые тексты – это вариант, который предпочитают взрослые. Я не раз слышала это мнение: взрослым хочется более простого прочтения, чтобы они могли «додумать», «добавить» свои собственные эмоции, те, которые им ближе. А музыка не всегда это позволяет сделать. Музыка задаёт «свой тон и настрой». Даже прочтение текста само по себе – это уже «наложение чужих эмоций». Чтец их выражает, он обязан их выражать, а некоторые слушатели любят эти эмоции придумать сами. Но в книгах в звуке так не получится – всё равно будет присутствовать «эмоция чтеца» и «эмоция режиссёра». Другое дело с текстами на бумаге и в цифре. Они читаются/воспроизводятся читателем самостоятельно, без участия посредников – режиссёров и артистов.
Вернёмся к детям. И к тому, что любят они. Дети любят музыкальные сказки. Им так веселее, им так понятнее, им так интереснее. Более того, нужно так умудриться и наколдовать с музыкальной подложкой, чтобы им было интересно на протяжении всего спектакля, чтобы они дослушали до конца.
А теперь советы:
- Сделайте так, чтобы музыка никогда не перекрывала голос, она должна звучать значительно тише, но должна быть слышна.
- Меняйте музыку достаточно часто. Я однажды выявила, что малыши способны удержать внимание на одной музыкальной теме не более 20-30 секунд, старшие чуть дольше – до 40-60 секунд. После нужно менять музыку или вставлять какой-нибудь «звуковой бамс», чтобы взбодрить внимание и способствовать желанию продолжить слушание.
- Про «бамсы» мы еще поговорим – это про звуковые шумы. Они должны быть! Во-первых, дети их обожают. Во-вторых, шумовые эффекты создают удивительно правдивую атмосферу в радиоспектакле.
- Смешивайте стили и настроения. Музыкальная подложка для детского радиоспектакля должна быть разной! Смело экспериментируйте.
- Музыкальная подложка – это всегда «минусовка». Немного слов из песни может звучать в конце истории, на финал, но тогда должно быть точное «попадание в тему». Небольшая «песенка» может быть и в середине текста, но обязательно между слов, и, скорее всего, на стыке между темами. Что это значит?
Например, герой долго путешествовал и дошел до реки. Можно в этом месте вставить небольшой отрывок из песни про реку. А уже со следующего абзаца - смена локации, времени года, дня и так далее. То есть, песенка внутри истории равна концу внутренней истории.
- В начале трека (радиоспектакля, передачи) музыка всегда выше, а на словах она начинает убывать. То же самое в конце трека и между основных тем: звучат последние слова, сразу после этого музыка пошла чуть на верх. Это нужно для усиления эмоционального фона.
- Довольно непросто соединять музыку между собой – когда один трек обрывается, а другой вводится. Этому нужно учиться, делается это на слух, чтобы «не резало по ушам», так, чтобы музыка поменялась незаметно. На первых порах можно схитрить, и на месте состыковки музыкальных отрезков добавлять шумовой эффект – шум отвлечёт, а когда он закончится, фоном уже звучит другая музыка, и никто и не заметил, в каком месте она появилась.
- Не берите слишком известные композиции, они будут вызывать ассоциации и испортят восприятие вашей работы,
- Для детской тематики выбирайте подходящую музыку. Скажем, рок, не лёг у меня ни на один из текстов. С рэпом – бывало, а с роком – нет. Может, у вас получится ввинтить такого рода музыку в радиоспектакли?
- Все мои работы – это музыкальная подложка от начала трека (радиоспектакля) до конца. Это мой авторский стиль. Опять же, это нужно мне, чтобы удержать внимание ребятишек, сделать более развлекательным и привлекательным контент моего проекта, но может быть иначе. Музыка может на тексте появляться время от времени, а текст местами звучать на чистом фон. (Если фон у вас действительно чистый).
Музыка, возникающая временами решит две проблемы:
- Не нужно мучиться в местах состыковок треков – достаточно музыку постепенно прибавить и постепенно увести,
- Не нужно беспокоиться по поводу авторства музыки, потому что использование нескольких секунд музыки не запрещено. Этим пользуются те, кто в курсе.
- Заведите на рабочем столе большую папку «Музыка» и систематически пополняйте её разными музыкальными темами.
- Подбирайте для каждого конкретного радиоспектакля разную музыку. Собирайте её заранее, чтобы она была пол рукой в момент монтажа. Иногда я повторяю одну и ту же музыку в разных звуковых историях, и это один из признаков: либо музыка мне очень нравится, либо это были радиосказки, которые у меня числятся в категории «учебные». То есть, дети на них учились озвучивать. Где и какой именно случай – не скажу, пусть будет интрига.
- Ну удивляйтесь «волшебству» - когда музыка идеально ложится на текст: там, где надо, музыка затихает, там, где надо, повышается, даже «переборы» и «акценты» там, где надо.
Это значит:
1. вы подобрали музыку идеально,
2. Музыка, как и тексты, создаётся по тем же законам: зачин, развитие, кульминация, финал….
- Найдите в сетях и других интернет-ресурсах группы композиторов и композиторов-одиночек и попробуйте договориться об использовании их музыки. Предварительно послушайте – есть у них то, что вам надо.
- Оркестровая, синтезированная, из одного инструмента, из двух-трех, фортепианная, музыка духовых или народных инструментов – нам подойдет любая музыка, если она подойдет сказке (ляжет на текст).
- Важно, чтобы сама музыка была записана в хороших условиях. Чтобы исполнители об этом позаботились, как вы заботитесь о записи текста. Идеально – музыка записывается тоже в студии. Фоновых шумов на музыке не должно быть. К примеру, музыка, записанная с концерта, где фоном звучат аплодисменты поклонников или слышно эхо, нам нас не устроит.
- Не берите музыку «со встроенными» заранее шумами – птички, дельфины, ветер и прочее. Иногда композиторы «балуются» этим и создают шедевры со звуками природы. Сама по себе – если слушать просто так - такая музыка хороша, но нам она не подходит: птицы и дельфины должны у нас появляться вовремя и к месту – если о них сказано в тексте, а не подавать голос на протяжении всей сказки.
Из книги «Радио – моя первая любовь»
Комментариев нет:
Отправить комментарий